Никитина Наталия Владимировна, учитель химии/ искусства

Справка о проверке состояния преподавания химии в 8-9 классах в 2022 году

Справка о проверке состояния преподавания химии в 8-9  классах.

Согласно плану внутришкольного контроля на 2021-2022 учебный год и в целях обеспечения качества преподавания предмета «Химия», была проведена проверка состояния преподавания химии в 8 - 9 классах с 25 февраля 2022 года   по 23 марта 2022 года.

Цель проверки: проверить состояние преподавания предмета в школе, выявление соответствия уровня подготовки обучающихся требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня.

Методы контроля:

Посещение уроков с последующим педагогическим анализом.

Письменная проверка знаний.

Изучение документации:

- классных журналов (анализ текущей успеваемости);

- рабочих тетрадей обучающихся.

4. Собеседование с учителем.

Обучение предмету «Химия» в Малолавровском филиале  МБОУ « Новопокровская средняя общеобразовательная школа » в 2021-2022 учебном году строится в соответствии с БУП -2022 года. Согласно учебному плану школы химия изучается в 8-9 классах и количество часов соответственно обозначено следующим образом:

8 класс- 2 часа в неделю-70 часов

9 класс- 2 часа в неделю- 68 часов

Преподавание химии в 8 классе, в том числе  в 8 и 9 классе VII вида осуществляется по программе и учебникам О.С. Габриеляна рекомендованных Министерством образования и науки РФ и включенные в перечень учебников на 2021-2022  учебный год. Программа О.С. Габриеляна рассчитана на 2 часа в неделю, соответственно 70  часов.

1. В 9 классе  преподавание осуществляется по  УМК Кузнецова Н.Е, . Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, М. «Дрофа», 2010 год (стандарты второго поколения).

, соответствующая требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования, допущена Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. Данная Программа позволяет завершить линию школьного химического образования, сохранить целостный подход изучения курса химии и полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Химию в 8-9 классах  преподает  Никитина Н.В. учитель  химии и искусства, высшей квалификационной категории, педагогический стаж – 26 лет. В 2022 году прошла курсовую переподготовку по теме «Актуальные проблемы школьного химического образования»

Никитина Н.В. с 2020г работает над темой самообразования «Мотивационный компонент в образовательном процессе». Данная тема самообразования рассматривалась учителем в различных аспектах:

Интегративный подход к выбору познавательных заданий как один из компонентов мотивации.

Мотивация как важный фактор управления учебной деятельностью

Использование информационно-коммуникационных технологий как одного из компонентов мотивации.

Мотивация как один из компонентов повышения качества образования.

Учителем накоплен большой объем дидактического и наглядного материала, создана база творческих работ учащихся по разным темам курса в виде презентаций, копилка разработок внеклассных мероприятий, открытых уроков, викторин, сочинений направленных на развитие учебной мотивации учащихся. Никитина Н.В. ведет свой блог.

В ходе проверки  рассмотрен вопрос выполнения программного материала и корректировка календарно-тематического планирования по итогам 1 полугодия. Усвоение программного материала обучающимися соответствует срокам КТП,

За период проверки было посещено 8 уроков химии:

№ п/п

Класс

Тема

1

8

Реакции обмена.

2

8

Типы химических реакций на примере свойств воды.

3

9

Фосфор. Соединения фосфора.

4

9

Углерод. Оксиды углерода. Карбонаты.

5

9

Железо. Строение атома железа. Физические и химические свойства железа.

Посещение уроков показало, что учитель химии четко выдерживает структуру уроков:

- организационный момент;

- проверка домашнего задания;

- проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;

- постановка цели занятия перед учащимися;

- организация восприятия и осмысления новой информации;

- первичная проверка понимания;

- организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;

- обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

- контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

- домашнее задание к следующему уроку;

-подведение итогов урока.

Содержание учебного материала на уроках определяется учителем в соответствии с требованием  ФГОС и индивидуальных особенностей учащихся (соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление, способности).  Учитель при подготовке к уроку определяет оптимальное его содержание в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся.

Никитина Н.В. рационально использует на уроках элементы развивающего обучения, модульного обучения, дифференцированный и проблемно-интегративный подход в обучении химии.

На уроках химии в 9 классе «Фосфор», «Фосфор. Соединения фосфора» учитель использовал элементы модульного обучения, учащимся была предложена технологическая карта (модуль) урока, в которой обозначены учебные элементы, включающие все этапы урока. В качестве домашнего задания учащимся были даны разноуровневые задачи (начиная с обязательной «исходной», на оценку «3», «4», «5») по теме.

Изучение нового материала на уроках химии в 8 классе по темам «Реакции обмена», «Типы химических реакций на примере свойств воды» основывалось на формулировке выводов учащихся по их наблюдениям за демонстрационными опытами, проводимых учителем. Данная организация исследовательской работы учащихся на уроке направлена на развитие познавательной активности учащихся. На этапе усвоения нового материала учащимся были предложены задания направленные на проверку классификации химических реакций по типу вступивших и образовавшихся в результате реакции веществ, умений составлять формулы сложных веществ (оксидов, кислот, оснований, солей) и уравнений реакций (дописать продукты реакции и расставить коэффициенты).

В 9  классе на уроках по темам «Железо. Строение атома железа. Физические и химические свойства железа», «Железо и его соединения» изучение нового материала осуществлялась учащимися самостоятельно и основано на выполнении учащимися предложенных учителем заданий по карточкам. Учащиеся работали группами /2 группы/ , при выполнении заданий использовали учебник и дополнительную литературу. Каждая группа учащихся после выполнения заданий представила творческий отчет.

Анализ посещенных уроков показал систему работы учителя химии, рациональное использование учебного времени на уроке за счет использования различных форм и методов обучения, направленных на актуализацию памяти учащихся и повышение мотивации учения обучающихся.

Анализ тематических контрольных работ по химии.

№ п/п

класс

тема

успеваемость

качество

уровень обуч.

1

9

Соединения фосфора

100

52

3,5

2

9

Углерод. Оксиды углерода. Карбонаты.

95

48

3,3

3

8

Типы химических реакций на примере свойств воды

100

58

4

4

8

Железо и его соединения

100

65

4

Срезовые работы показали  средний  уровень сформированности ЗУН учащихся в 8 классе по теме «Типы химических реакций на примере свойств воды», где успеваемость по теме составила 100%. В работах учащимися допущены ошибки по составлению и выводе формул веществ, расстановке коэффициентов у 50%, у 15% учащихся допущены ошибки по определению типа реакций.

Рекомендации:

Учителю химии Никитиной Н.В.:

Продолжить работу по совершенствованию используемых форм и методов работы (срок: постоянно).

Разработать план занятий по устранению в пробелах знаний учащихся по теме «Уравнения химических реакций», «Химические формулы», «Классы неорганических соединений» (в срок до мая 2022г.).

Разработать план индивидуальных занятий по работе с неуспевающими учащимися 8-9 классов (в срок до мая 2022  г.).

30.03.2022г

Директор школы:

18 июня 2022 в 09:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.