Никитина Наталия Владимировна, учитель химии/ искусства

Проект «Удивительный крахмал»

 krahmal_1.jpg 

Класс:8

В индивидуальной исследовательской работе по химии "Удивительный крахмал" проводится ряд исследований, направленных на изучение свойств крахмала и его влияния на организм человека и качество его здоровья.

Подробнее о проекте:

В процессе работы над исследовательским проектом по химии о крахмале учащаяся изучила литературные источники по данной теме, разобралась с понятием «крахмал», а также выяснила, когда и где он впервые появился. В работе перечислены виды и типы крахмала, дана их развернутая характеристика, рассмотрены способы получения крахмала и его основные свойства.

Ученица 8 класса  Корманова Анастасия  в рамках своего проекта на тему "Удивительный крахмал" провела практическое исследование свойств крахмала и определила особенность его воздействия на организм человека, выяснила области жизнедеятельности человека, в которых применяется крахмал.

Оглавление

Введение
1. Теоретическая часть.
1.1.Что такое крахмал и его происхождение.
1.2. Виды крахмала.
1.3. Применение крахмала.
1.4. Влияние на организм.
2. Практическая часть.
2.1. Эксперименты.
2.2. Анкетирование.
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение

Углеводы — источник энергии. Я решила узнать всё об одном из самых распространённых углеводов — крахмале — и провести опыты. Данная тема актуальна для каждого человека, потому что крахмал мы используем регулярно во всех сферах жизни. Также крахмал обладает необычными свойствами, которые я хочу показать вам.

Объект исследования: крахмал.

Предмет исследования: свойства крахмала.

Методы исследования: анализ литературных источников, эксперименты, наблюдение, анкетирование.

Цель работы: исследовать характеристику крахмала, его применение и влияние.

Задачи:

  1. Узнать что такое вещество крахмал.
  2. Изучить состав крахмала.
  3. Узнать как влияет крахмал на организм.
  4. С помощью экспериментов рассмотреть свойства крахмала.
  5. Провести анкетирование.

Гипотеза: предполагается, что правильное использование крахмала приносит пользу.

Что такое крахмал и его происхождение

Крахмал — это углевод, который вырабатывается при фотосинтезе зелёных растений. Выглядит как безвкусный гранулированный порошок белого цвета. Известен своими необычными химическими свойствами: нерастворимый в холодной воде, при взаимодействии с йодом окрашивается в синий цвет.

Крахмал был известен ещё с глубокой древности. Пшеничный крахмал получали на островах Средиземного моря, в Древней Греции и Риме.

Начало производства крахмала из пшеницы в других евро­пейских странах относится к 16 в., а в 17 в. почти одновре­менно с распространением культуры картофеля, завезенной из Америки, стали получать картофельный крахмал. Более широко распространилось производство картофельного крахмала почти во всех странах Европы в конце 18 в. после изобретения ручной тёрки.

Виды и типы крахмала

Виды:
Медленно перевариваемый (амилоза). Состоит из большого числа молекул глюкозы (от 500 до 20 000). Крайне сложно расщепляется под воздействием пищеварительных соков. Примерно 25% крахмала, содержащегося в растениях, приходится на амилозу.

Быстро перевариваемый (амилопектин). Представляет собой цепочку из нескольких миллионов молекул глюкозы, которые имеют разветвлённую кристаллическую структуру. В процессе пищеварения данное вещество быстро разрушается и хорошо всасывается. На амилопектин приходится около 70% всего природного крахмала.

Устойчивый (резистентный). Доставляется в неизменённом виде до толстого кишечника, где активно ферментируется бактериальной флорой. Во время его взаимодействия с микроорганизмами выделяется огромное количество короткоцепочечных жирных кислот, обеспечивающих энергетическое питание колоноцитов и обладающих большим спектром лечебных свойств для организма. Считается самым полезным.

Типы:

Картофельный крахмал. Получают из картофельных клубней. Основная задача производства  — максимальное извлечение крахмала и дальнейшая очистка крахмальных зёрен от нерастворимых и растворимых примесей.

Кукурузный крахмал. Молочно-белый непрозрачный клейстер, имеет невысокую вязкость, с запахом и привкусом, характерными для зерен кукурузы.

Пшеничный крахмал. Обладает невысокой вязкостью, клейстер более прозрачный по сравнению с кукурузным.

Рисовый крахмал. Образует непрозрачные клейстеры низкой вязкости обладающие высокой стабильностью при хранении.


Применение крахмала

освоила технологию проведения опытов с крахмалом;изучила свойства крахмала;научилась выделять крахмал из картофеля;в ходе экспериментов обнаружила продукты питания из повседневного рациона, в которых содержится крахмал, нашли продукты, в которых его нет;

Практическая значимость заключается в том, что исследовательская работа может быть применена школьниками для повышения общего уровня знаний.

Влияние на организм

Польза крахмала:

Защищает организм от токсичных веществ, предотвращая их всасывание кишечником. Устойчивый крахмал улучшает поглощение минералов. Нормализует пищеварение. Улучшает здоровье сердечно-сосудистой и эндокринной системы. Восстанавливает микрофлору кишечника. Снижает риск развития онкологических заболеваний кишечника. Снижает уровень сахара в крови. Снижает уровень холестерина. Помогает в похудении.

Вред крахмала:

Повышенное газообразование в просвете кишечника. Гормональные сбои. Уменьшение всасывания белковых веществ. Плохое всасывание йода.

Эксперименты

Опыт №1. Крахмал и холодная вода.

Цель: выявить реакцию крахмала на холодную воду.

Что понадобилось: крахмал, холодная вода, ёмкость.

Ход работы:

  1. Я насыпала крахмал в пластмассовую тарелочку.
  2. Залила содержимое холодной водой.
  3. Подождала 1 минуту.

Результат: крахмал не растворяется в холодной воде, а выпадает в осадок(приложение №1)

Опыт №2. Крахмал с холодной водой(2 вариант)

Цель: узнать, что образует холодная вода и крахмал.

Что понадобилось: крахмал, холодная вода, ёмкость.

Ход работы:

  1. Я поместила крахмал в пластмассовую ёмкость.
  2. Залила в неё холодную воду.
  3. Слила воду.

Результат: осадок превратился в массу, похожую на пластелин или желе. Если просто держать в руке её в руке она растекается, но при давлении(сжатии и т.п) затвердевает.

Опыт №3. Крахмал и йод.

Цель: выяснить как взаимодействуют крахмал с йодом и горячей водой.

Что понадобилось: крахмал, горячая вода, йод, ёмкость.

Ход работы:

  1. Я насыпала крахмал в ёмкость.
  2. Добавила горячей воды.
  3. Добавила йод.

Результат: вода стала синего цвета(приложение №4, №5, №6)

Опыт №4. Крахмал и картофель.

Цель: проверить, есть ли в картофеле крахмал.

Что понадобилось: крахмал, картофель, ёмкость, пипетка, йод.

Ход работы:

  1. Положила картошку в ёмкость.
  2. С помощью пипетки капнула йод на кусочек картофеля.
  3. Результат: йод стал синего цвета на картофеле, значит в нём есть крахмал.

    Опыт №5. Йод и молоко.

    Цель: узнать, присутствует ли в молоке крахмал.

    Что понадобилось: йод, молоко, ёмкость.

    Ход работы:

    1. В пластиковую тарелочку я налила молоко.
    2. Накапала туда йод.

    Результат: цвет не поменялся, значит в молоке нет крахмала и оно качественное.

    Опыт №6. Йод и лимон.

    Цель: выявить, есть ли в лимоне крахмал.

    Что понадобилось: лимон, блюдце, пипетка, йод.

    Ход работы:

    1. Положила в блюдце кусочек лимона.
    2. С помощью пипетки капнула йод на лимон.

    Результат: лимон не поменял цвет, следовательно в нём нет крахмала.(приложение №11 и №12)

    Опыт №7. Получение крахмала из картофеля.

    1. Очистила картошку от кожуры.
    2. Натёрла на тёрке.
    3. Положила картофель в тарелку.
    4. Слила воду.

    Результат: крахмал остался на дне тарелки.

    Анкетирование

    Я провела опрос с целью изучения представления людей о пользе и возможных негативных последствиях использования крахмалосодержащих продуктов. В анкетировании участвовали 21 человек. Результаты анкетирования отражены в диаграммах.

    1. На вопрос: «Вы знаете что такое крахмал?»
    Ответ - «Да» - дали 15 человек.
    Ответ - «Нет» - дали 6 человек.
    2. На вопрос: «Знаете ли Вы где используется крахмал?»
    Ответ - «Да» - дали 5 человек.
    Ответ - «Нет» - дали 11 человек.
    3. На вопрос: «Как Вы думаете, полезен ли крахмал?» нами были получены следующие ответы:
    Ответ - «Да, полезен» - дали 5 человек.
    Ответ - «Нет, не полезен» - дали 13 человек.

    Вывод: большинство учащихся имеют представление и первоначальные знания о крахмале, но хотели бы узнать о его свойствах, применении и о влиянии крахмала на организм человека.

Список литературы

  1. Андреев Н.Р. «Вовлечение новых видов крахмал содержащего сырья для промышленной переработки на крахмал и крахмал продукты.» Тез. докл. III Меджународной конф., Пища. Экология. Человек - М.,1999. - C. 99.
  2. Гулюк П.Г., Жуитан А.И. и др. «Крахмал и крахмалопродукты» - М. Агропромиздаг, 1985. - С. 58.
  3. Донченко Л.В., Надыкта В.Д. «Безопасность пищевой продукции». М., 2001.
  4. Н.Н. Трегубов, Жарова Е.Я., Жушман А.И. «Технология крахмала и крахмалопродуктов» ­ 5­е изд., перераб. и доп, 1981.
  5. Славянский А.А. «Технология cахаристых продуктов: крахмал и крахмалопродуктов»(учебное пособие) - М.: МГУТУ, 2012.
  6. Интернет-источники.
26 марта 2022 в 20:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.