Никитина Наталия Владимировна, учитель химии/ искусства

Работа в качестве Классного руководителя

 Класс в школе был самый большой-11 человек.

Коллектив в классе сложился, сформировался актив класса, который состоит и из мальчиков, и из девочек. Ребята с радостью берутся за работу. Возникающие трудные ситуации связаны в основном с неорганизованностью детей.

Результатом своей работы считаю сплочение классного коллектива, создание условий, способствующих реализации творческого потенциала детей, активное участие детей во всех мероприятиях, причем весьма успешное: класс занимает одно из лидирующих мест по итогам участия во внеклассных мероприятиях. Особенно радует, что сплотился коллектив родителей. Старалась проводить тематические классные часы, часы общения, индивидуальные беседы с учащимися и родительские собрания, для того, чтобы как можно лучше ребёнок себя чувствовал в коллективе класса, не был изгоем, не был лишним, чтобы каждый был услышан, понят, принят таким, какой он есть. Были проведены классные часы по различным направлениям по следующим темам: «Мая родная мова», Моё правильное питание сегодня – мое успешное будущее», «Быть человеком – это…», «Мой досуг с пользой», «День прав человека», «Основной закон моей страны», «В мире современных профессий», «Настоящий друг», «Как сберечь планету Земля», Как уберечь себя от гриппа?», «Помню героя (памяти Д.М.Карбышева)», «Пожарная безопасность для детей», «Братья наши меньшие», «Говорите маме нежные слова», «Всемирный день книги», «День памяти Чернобыльской трагедии», «Никто не забыт, ничто не забыто», «День государственного флага и герба», «Курить или жить?» и мн.др.

  Выпуск класса   2017-2018 учебного года.

2b9a9ba50aab8d49d053621e8df19b20.jpg

Из школьного вестника

Обзорная экскурсия

aeb96eedc1589f0642c2a5d9a209a336.jpg

Наш дружный 8 класс

7394dde50151ae86ea667ee257a9780d.jpg

День Победы

abb10f57b2362e93854aed780481698e.jpg

Последний звонок прозвенел

2f72be1bb76d808986cb5bb79997462e.jpg

Аттестат-путевка в жизнь

1d86b2eaaf74b685574f35e29ca6cecf.jpg

 Классное мероприятие

1fef6504c10c2aa5a53cfca25d198375.jpg

789b6bb44bfd8a0e42ed466b88fed70f.jpg


Воспитательная работа

в классе

 

Н.В.Никитина

учитель химии

Малолавровского филиала МБОУ «Новопокровская СОШ» Мордовского района Тамбовской области

«Умение предвидеть – это, прежде всего, умение оглянуться на пройденный         путь, обозреть его, увидеть в нем истоки сегодняшних успехов и недостатков».

               В.А.Сухомлинский.

        В  школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств, положительных черт личности.      Податливость и внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, авторитет учителя являются благоприятными предпосылками для формирования высоконравственной личности.

       Переосмысливая свой педагогический опыт, на первое место в воспитательной работе  ставлю развитие личности ученика как индивидуальности, создание единого образовательного пространства, позволяющего всесторонне обучать, воспитывать и развивать ребенка, являющегося центральной фигурой воспитательного процесса.

    В связи с этим определила цели и задачи воспитательной работы:

Цель:  

 формирование социально- активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность.

Задачи:

1) создание оптимальных условий для развития каждого ребенка на основе       знания его индивидуальных способностей и потребностей;

2) воспитывать человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию;

3) воспитание гражданских и нравственных качеств, развитие творческого мышления, необходимого для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире;

4)  сохранение психо-физического здоровья детей посредством создания условий для комфортного пребывания каждого ученика в школьном коллективе.

           Для реализации данных задач использую следующие типы форм воспитательной работы:

                Типы форм

    Формы работы

     мероприятия

Беседы, игры, дискуссии, культпоходы, прогулки,

обучающие занятия.

     дела

Трудовой десант, рейды, ярмарки, концерты,

коллективные дела.

     игры

Деловые, сюжетно-ролевые, спортивные,

ознавательные.

      Исходя из цели и задач, в нашей школе организована такая воспитательная среда, которая предоставляет каждому ребенку возможность выбора различных видов занятий и творческой деятельности, соответствующих личным потребностям, что дает возможность расширять свой кругозор, углублять знания, формировать индивидуальность, умение творчески подходить к любой жизненной задаче, развивать художественный вкус.  Для наибольшего развития творческих способностей учащихся в школе работают 3  кружка охватывающих различные виды деятельности: художественную, физкультурно-оздоровительную, творческую. На основе выявленных интересов посредством анкетирования,бесед с родителями,  помогаю детям определиться в выборе внеурочной деятельности.

   Для реализации поставленных мною воспитательных задач определила уровень воспитанности учащихся. За основу брала следующие критерии: внешний вид ( одежда, прическа), речь ( культура речи, словарный запас), общение со взрослыми( друг с другом), отношение к поручениям учителя, отношение к школьному имуществу. Оценка каждого критерия от 0 до 3 баллов. Уровень воспитанности определяла делением общей суммы баллов на количество учащихся. Результаты получились следующие:

  7 класс

  8 класс

  9 класс

  2,5

  2,9

  3

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

И.Брандт

      Семья - персональная среда жизни и развития ребенка. Качество этой среды определяется рядом параметров, которые зависят от образовательного уровня родителей, их участия в жизни общества, имущественными характеристиками и занятостью на работе, условий проживания и особенностями образа жизни, структурой. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, окажется, что решающую роль в его эффективности решает семья.

     Современные семьи развиваются  в условиях новой и противоречивой общественной ситуации. Наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это изменение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Проблемы семьи волнуют и самих детей. На одном из классных часов я задала вопрос: « Чего бы вам хотелось больше всего добиться в жизни?»- 10  ребят из 11 ответили: « Иметь хорошую семью и детей». Опираясь на свой   педагогический опыт я сделала вывод, что среди идеалов, на которые хотелось бы быть похожими, на первом месте для ребенка остаются родители.

       Семья и школа- это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную и творческую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники. Исходя из этого, поставила следующие задачи работы с родителями:

                      1.Создать доверительные отношения между учителем и родителями  посредством  участия их в классных и школьных мероприятиях.

                      2.Вооружить семью педагогическими знаниями и умениями для достижения воспитательных целей.

     

        Реализовать эти цели  возможно только на основе согласованных действий с родителями.  Чтобы глубже узнать родителей, исследовала внутрисемейные межличностные отношения в семьях ( приложение № 4) и их влияние на успеваемость.              

    Обработав данные обследования семей и результаты проведенного психологом школы в 1-ом классе рисуночного теста « Моя семья»  выделила шесть типов семейного воспитания в моем классе ( приложение № 1 ).

Приложение № 1

«Противоречивое воспитание» и «Безнадзорность» (2 семьи)

«Повышенная моральная ответственность (4 семьи)

«Гипоопека» (2 семьи)

«Крепкая семья» (3 семьи)

Типы семейных отношений

Этот анализ подтвердил «тревожность» внутрисемейных отношений в 8-и  семьях из 11-х, что, естественно влияло на успеваемость, так как 5 ребят из благополучных семей чувствуют себя комфортно и учатся на «4» и «5», а остальные 6 «хорошистов» характеризуются частой сменой настроения, в результате чего могут получить оценку ниже той, на которую имеют возможность учиться.

            Обратила внимание на материальное благосостояние, так как  оно является  залогом успеха и будущего семьи. В некоторых семьях родителям приходится подрабатывать, чтобы поправить семейный бюджет, тем самым не оставляя времени на общение и школьные проблемы ребенка ( тип «гипоопека»). В бедных семьях безысходность, неудовлетворенность жизнью, частые конфликты влияют на психику ребенка. В таких семьях преобладают типы «противоречивое воспитание» и «безнадзорность».

Результаты исследования материального благополучия семей оказались следующими:

       Чаще всего качество успеваемости выше в полных семьях. В моем классе полных семей-4 , неполных-7.

       Уровень образованности родителей.


 С учетом полученных результатов составила план работы классного руководителя по направлениям:

1. работа с родителями (прил. № 2  )

2. работа с учащимися  (прил. № 3  )

Приложение № 2

Работа с родителями

Повышение психолого- педагогических

знаний

Вовлечение в учебно- воспитательный процесс

Вовлечение в управление школой

Лекции

Конференции

Открытые уроки

Внеклассные мероприятия

Индивидуальные консультации

Родительские собрания

Организация кружков, секции

Совместные творческие дела

Работа с неблагополучными семьями и детьми

Родительский патруль

Совет школы

Классный родительский комитет

      В работе с родителями важную роль играют родительские собрания, поэтому я тщательно продумываю их тематику (прил. № 3  ), стараясь затронуть актуальные вопросы . Классные собрания провожу один раз в четверть. На них обсуждаем задачи учебно - воспитательной работы класса, планируем мероприятия, подводим итоги, намечаем пути решения проблем. Виды собраний беру различные ( родители совместно с детьми, отдельно для отцов ( конференция отцов), для матерей ( конференция матерей), только родители). На собраниях обязательно подчеркиваю достижения детей, их успехи, знакомлю с результатами диагностики (прил. №5), провожу тесты с родителями, практикумы для выработки педагогических умении по воспитанию детей. Вместе с родителями намечаем дальнейшую работу по сплочению детского коллектива и вовлечения родителей в учебно- воспитательный процесс.

С целью ознакомления родителей с программами обучения, методикой преподавания, требованиями учителя, приглашаю их на открытые уроки.  Родители моего класса частые гости на внеклассных мероприятиях, что позволяет им лучше узнать своих детей.

Приложение № 3

Тематика родительских собраний

             7 класс: 1. Роль семьи в формировании личности ребенка.

                              2. Из чего складывается трудолюбие.

3.Семейные традиции и досуг в семье.

 4. Здоровый образ жизни на примере родителей.

             8 класс:    

1. Возрастные особенности 8-миклассников: проблемы,

внешние и внутренние конфликты, отношение  учёбе. Способы их преодоления.

2.Проблемы компьютерной зависимости

3. Как помочь подростку обрести

уверенность в себе

4.Воспитание у подростков эстетической культуры.

 

.

              9 класс:

1. «Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса». Ознакомление родителей с нормативными документами.

1.1. Планирование работы на 2017-2018 учебный год.

1.2..Выборы родительского комитета на 2017-2018 учебный год

2. «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам».

2.1.«Профессиональное самоопределение подростков».

2.2..«Здоровый образ жизни семьи-залог полноценного физического и психического здоровья ребенка».

3. «Ответственность, самооценка и самоконтроль, как их развивать“.

3.1.«Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребенка».

3.2.Анализ успеваемости учащихся по итогам 1 полугодия.

4. Анализ подготовки учащихся класса к ГИА. Как противостоять стрессу».

4.1..Решение организационных вопросов по проведению ГИА.

                          Приложение № 4

Исследования внутрисемейных межличностных отношений.

1.Общие сведения о родителях:

 Мать: Ф.И.О. ________________________________________________________

Возраст _______________ Образование __________________________________

Увлечения, интересы__________________________________________________

Отец: Ф.И.О. ________________________________________________________

Возраст _______________ Образование __________________________________

Увлечения, интересы _______________________________________________________

2. Другие члены семьи, проживающие с ребенком в данный момент:

Бабушка _________________________________________ Возраст ____________

Увлечения, интересы _______________________________________________________

Дедушка _________________________________________ Возраст ___________

Увлечения, интересы _______________________________________________________

Другие взрослые __________________________________ Возраст ____________

Братья, сестры ____________________________________ Возраст ___________

Член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную функцию ______

В п.п. 3 -13 из предложенных вариантов ответов выбрать нужные:

3. Жилищно-бытовые условия.

Отдельная квартира или комната, наличие у ребенка своей комнаты или уголка в общей комнате, своей кровати.

4. Особенности взаимоотношений между взрослыми членами семьи.

А) Гармоничные отношения;

Б) Конфликтные отношения;

В) Изменчивые, противоречивые отношения;

Г) Автономность каждого члена семьи

5. Особенности отношения взрослых членов семьи к ребенку.

дружелюбное

враждебное

чуткое

равнодушное

доверительное

не доверительное

эмоционально близкое

эмоционально отвергающее

заботливое

гипер- или гипоопекающее

разумное удовлетворение потребностей ребенка

потворствование, удовлетворение всех прихотей ребенка

разумно требовательное

чрезмерно или недостаточно

требовательное

вера в ребенка

неверие в силы ребенка или его идеализация

6. Приоритеты семьи в воспитании ребенка.

здоровье и физическое развитие, развитие нравственных качеств, умственных, художественных способностей, раннее обучение ребенка

7. Особенности воспитательных воздействий.

  1. участие всех взрослых в воспитании, согласованность воспитательных воздействий;  
  2. непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по поводу воспитания;
  3. отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия.

8. Преобладающие приемы воспитательного воздействия на ребенка.

напоминание

ситуация свободного выбора

понимание

просьба

поручение

сочувствие

совет

разъяснение

контроль

намек

инструктаж

поощрение

порицание

убеждение

наказание

распоряжение

рассказ

осуждение

требование-установка

беседа

нотация

предостережение

увещевание

указание

запрещение

внушение

запрет

угроза

пример взрослого

окрик

приказ

пример сверстника

оценка

приказ-альтернатива

соревнование

9. Организация совместных форм деятельности в семье.

А) участие ребенка в семейных делах;

Б) эпизодическое привлечение ребенка к семейным делам;

В) изоляция ребенка от семейных дел и забот.

10. Участие родителей в детских видах деятельности (в игре, рисовании, лепке, конструировании, чтении художественной литературы  и др.).

А) систематическое;    Б) эпизодическое;     В) отсутствие участия.

11. Позиция взрослых членов семьи при организации совместных форм деятельности с ребенком.

А) партнерская позиция, «на равных, вместе»;

Б) позиция руководителя, «над ребенком»;

В) пассивная позиция, «рядом, но не вместе».

12. Видение родителями положительных и отрицательных сторон своего воспитательного воздействия на ребенка.

13. Наличие психолого-педагогических знаний, практических умений родителей.

  1.  достаточность знаний и умений;  
  2.  ограниченность знаний и умений;  
  3.  отсутствие знаний и умений.

Приложение № 5

Удовлетворенность учащихся школьной жизнью

Ход проведения. Учащимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

               4 – совершенно согласен;

               3 – согласен;

               2 – трудно сказать;

               1 – не согласен;

               0 – совершенно не согласен.

1.Я утром иду в школу с радостью.-

2.В школе у меня обычно хорошее настроение.-

3.В нашем классе хороший классный руководитель.-

4.К нашим учителям можно обратиться за советом и помощью.-

5.В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.-

6.Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.-

7.У меня есть любимые школьные предметы.-

8.На каникулах я скучаю по школе.-

Обрабатываю  результаты  и  строю свою работу  в классе.

Деятельность учителя Никитиной Наталии Владимировны в качестве классного руководителя

Воспитательная система класса

На начальном этапе работы с классом мною ставились разнообразные задачи, ведущие к единой цели: «Формирование и развитие личности каждого ученика как участника классного коллектива, ответственного ученика, гражданина». Главный замысел воспитательной системы заключается в создании в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания.

На протяжении всех лет работы важной задачей было:

Сформировать основу классного коллектива. Для этого устраивались классные коллективные дела: выпускали газеты, проводились викторины, классные часы, праздники, походы. На всех этих мероприятиях ребята имели возможность тесно общаться друг с другом, раскрывая качества ещё незнакомые им в одноклассниках. Решались спорные, и даже конфликтные ситуации между детьми, привлекались к работе педагог-психолог, и социальный педагог школы. Наблюдая за ребятами при проведении этих мероприятий, я замечала приятные изменения в поведении детей, они легко шли на контакт друг с другом, могли договориться о плане работы, принимали мнения других ребят. Но возникали сложные и даже неприятные моменты. Есть в классе дети, которых в свою работу, ребята класса принимают с явной неохотой, иногда даже просто отказываются работать с ними вместе. В беседах с детьми разбирались причины такого поведения, хотя для меня они не секрет. Но здесь я старалась убедить ребят, что работать хорошо можно в разных группах, ведь цель у нас одна:

Работать над воспитанием вежливого и уважительного отношения друг к другу. Эта задача неразрывно связана с предыдущей задачей. Но при реализации этого направления больше уделяется внимания индивидуальной работе с детьми. Здесь проводится много разъяснительных, доверительных бесед с учениками. Стараюсь построить работу на основе доверительных отношений с ребятами и родителями. Часто дети не говорят об обидах причиненных им одноклассниками, что порождает безнаказанность, позволяет копиться обидам, рождает неприязнь в отношениях. Точкой накала становятся драки, слёзы. Их не так много, но бывают. Для того чтобы дети чувствовали себя роднее друг другу, не отказались мы от поздравления именинников. Придумывая и проговаривая поздравление, добрые слова однокласснику ребята сближаются. Проводилась в классе акция «Позвони тому, кто болен». Мы писали письма – приветы больным ребятам (особенно тем, кто долго лежал в больнице). Дети звонят, навещают в больнице и дома одноклассников. Но все это происходит при постоянном моем контроле, напоминании, убеждении в важности такого поведения. А значит необходимо продолжать эту работу, стараться закрепить именно такую модель межличностных отношений.

Развивать в детях любознательность, творчество, интерес к знаниям. Решение данной задачи очень важно для достижения общей цели. В классе большое внимание уделяется организации и проведению учебных экскурсии, ролевых игр, походов, конкурсов, предметных недель. Они способствуют расширению кругозора, повышению познавательного интереса, сплочению детского коллектива. Учащиеся класса являются участниками и победителями общешкольных мероприятий, спортивных соревнований, конкурсов и т.д.. Многие родители положительно относятся к нашему участию в конкурсах, для этого провожу разъяснительную работу, объясняю, как это важно в современной жизни для детей. Поэтому важно поддерживать, поощрять не только победителей, но и участников. Ведь это очень важно для малышей особенно. Жаль, что перестали ценить способность учителя организовать ребят на работу, ценятся только награды. Они конечно, важны, но и участие немаловажно, особенно в начальной школе. В следующем году активно продолжу работу с детьми и родителями в этом направлении, нацеливая их на участие в ролевых играх, походах, конкурсах, предметных неделях. Они способствуют расширению кругозора, развитие интереса, творчества. Точно уверена, что и в этом году мы окажемся в числе победителей.

Формировать у детей чувство любви к родному краю, развивать умение видеть прекрасное вокруг себя, в произведениях искусства, музыке. Эта задача гармонично сочетается с предыдущими задачами, помогает продвигаться к намеченной цели. Решая ее, мы с ребятами и родителями посещаем выставки, экскурсии, бываем в театре, посещаем филармонию. Радует то, что большинство ребят умеют правильно себя вести в музее, на выставке, в зрительном зале. Даже те, кому не интересно, научились не мешать остальным. Все это плоды наших с родителями совместных трудов. Для развития интереса, стараюсь проводить классные часы по следам экскурсий, на которых, мы с ребятами делимся увиденным, услышанным. Стараемся пробудить интерес, здоровое любопытство.

Приучать детей к здоровому образу жизни, выполнению норм гигиены. Работаю над этой задачей в основном в повседневной жизни и на классных часах. В классе нет ребят, которые приходят в класс неряшливыми. Привлекаю для беседы с детьми медицинских работников, родителей, уделяю внимание теме здоровья на собрании для родителей.

Развивать трудолюбие, внимание, ответственность при выполнении порученного дела. Очень сложно решается эта задача. Сказывается, вероятно, общая тенденция в воспитании современных детей изнеженных, чрезмерно опекаемых. Большая работа проводилась ранее, ведется она и сейчас. Особое внимание мы уделяем дежурству. В классе есть порядок дежурства, ребята знают свои обязанности. И уже в этом году острота проблемы спала, но сама проблема не ушла. Учитываются особенности детей, назначаются помощники дежурных, которые помогают выполнять свои обязанности рассеянным и необязательным ребятам. Принципиально не назначаю старших в классе, наблюдающих за поведением других ребят. Учу детей смотреть за собой, уметь видеть свои недостатки, тогда не будет времени высматривать недостатки в одноклассниках.

Огромное внимание уделяю созданию органов самоуправления. Класс разделен на группы (бригады), дети сами распределяют поручения, дают оценку работы каждой группы. Коллективно - творческая деятельность детей даёт почувствовать каждому свою принадлежность к коллективу класса, учит самостоятельности и ответственности.

В целом класс дружный: дети помогают друг другу, радуются успехам одноклассников. Но учащимся бывает трудно адекватно оценить свои возможности, они более требовательны к другим, чем к себе.

В течение года анализирую состояние эффективности воспитательного процесса по направлениям:

- развитие личности учащегося;

- формирование классного коллектива.

Один раз в год провожу диагностику эмоционально-психологического климата в классе, уровень самооценки, уровень мотивации, удовлетворенность учащимися школьной жизнью, диагностику социометрии.

Учащиеся активно осваивают образовательное пространство школы и города, занимаясь в кружках, секциях, спортивных кружках, музыкальных школах.

Работа классного руководителя с учащимися и их родителями

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Поэтому, я с первых дней работы с детским коллективом знакомлю родителей с перспективами его развития и даю им возможность самим стать активными участниками классных дел. Но для этого с каждой семьей я обязательно провожу индивидуальные беседы, на которых выясняю особенности ребенка, его интересы, состояние здоровья, знакомлюсь с традициями семьи, ведь семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

Педагогическое просвещение родителей планирую в соответствии с возрастными особенностями детей, целей учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной деятельности учителя и родителей. Включаю в план лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; родительские собрания; педагогические практикумы по рассмотрению различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе; обмен опытом воспитания детей в семье и т.д.

Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества осуществляется с помощью включения их в такие виды взаимодействия, как совместное планирование воспитательной работы в классе; коллективные творческие дела; праздники, посещение театров, выставок; поездки; дни здоровья; помощь в ремонте и эстетическом оформлении классного кабинета, изготовление наглядных пособий; выпуске газет и т.д. Большая часть родителей инициативна, мобильна, легко идут на контакт и очень ответственна…

Индивидуальная работа с родителями позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка. Поэтому включаю в план работы посещение семей учащихся, индивидуальные беседы с родителями, совместное определение перспектив развития ученика, педагогические консультации.

Информирование родителей о ходе и результатах обучения и воспитания осуществляется с помощью тематических и итоговых родительских собраний, индивидуальных консультаций, проверки дневников учащихся, составление карт развития детей и таблиц результатов их учебной деятельности, ведение дневника наблюдений за процессом развития ребенка, направление родителям благодарственных писем.

26 января 2020 в 12:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.