Никитина Наталия Владимировна, учитель химии/ искусства

Инклюзия или интеграция

06 декабря [пт]

 В рамках инновационной деятельности  в системе образования Мордовского района  28 ноября на базе Малолавровского филиала МБОУ «Новопокровская СОШ» прошел районный практический семинар по теме:  «Инклюзивное  образование  в условиях малокомплектной  общеобразовательной школы».  Педагоги рассмотрели  и обсудили  методы работы с  категорией детей инклюзивного обучения. Руководитель филиала Никитина Н.В рассказала о том, что  школа является инновационной площадкой районного уровня  по теме: «Инклюзивное образование  в условиях малокомплектной школы» с 18.10.2018г.  Продолжительность инновационной деятельности  3 года. Первый год – это аналитический блок, где рабочая группа работала над разработкой программ, планами, изучали нормативные документы, посещали  вебинары и конференции в рамках данной темы.

Сегодняшний год — это работа  промежуточных результатов.  И следующий учебный год – станет сроком подведения итогов.

В  школе  обучаются  8 детей с ОВЗ, из них 6 учащихся  с ЗПР и 2 ребенка-инвалида. Все эти дети занимаются  в творческих кружках, спортивной секции «Юный футболист» и «Белая ладья», а также  охвачены занятостью кружка «Детская агрошкола», реализуемая от Дома детского творчества. 9 педагогов  из 14 прошли курсовую подготовку по теме:  «Обучающиеся с ОВЗ. Особенности организации  учебной деятельности  в соответствии с ФГОС» и уже  имеют  необходимые навыки при работе с данной категорией детей. Задержка психического развития (ЗПР) одна из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.

Никитина Н.В. отметила, что проработав ни первый год с данной категорией детей  прослеживается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ  не могут осуществлять полноценный анализ  тому или иному действию, внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую.

Однако ЗПР имеет относительно благоприятную динамику в плане обучения и воспитания так как у детей сохранны предпосылки для усвоения учебного материала по общеобразовательным программам при условии индивидуального и дифференцированного подхода к ним.

На протяжении  ряда лет, дети с ЗПР , будучи  в начальном звене испытывали трудности при изучении  математики. И тогда, педагоги начали  учить детей и учиться сами  математическим  азам с помощью программы  Нумикон – это программа включает в себя набор наглядного материала,  для детей, которым предмет математика  дается с трудом. С  помощью деталей Нумикона  можно наглядно  показать основные  свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее. Видна разница между четными и нечетными числами. Одновременно с этим они знакомятся с цифрами и работают с числовым рядом. Также  Нумикон используют  как дополнительный наглядный материал при знакомстве с арифметическими действиями, а также при изучении тем  Состав числа • Переход через десяток • Умножение • Деление.

Никитина Н.В.  рассказала присутствующим  как применяются  здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ, что обеспечивает школьникам  возможности  сохранения здоровья, формирует  у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учат использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии  педагоги  применяют в различных видах деятельности, это и  динамические паузы  (физкультминутки), подвижные и спортивные игры (проводятся как часть физкультурного занятия), пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводится в любой удобный момент, в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью, обычно в стихотворной или игровой форме), гимнастика для глаз (способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения). Никитина Н.В.  поделилась опытом, как педагоги школы  применяют  коррекционные технологии при организации учебного процесса, такие как -технология музыкального воздействия ( музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет, сказкотерапия (используется для психотерапевтической и развивающей работы), изотерапия (применение традиционных способов изобразительной деятельности (краски, пластилин, работа с природным материалом). Технология воздействия цветом (необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров образовательного учреждения.

Для каждого такого ребенка  разработан  индивидуальный образовательный маршрут. Это, в первую очередь, план мероприятий, направленных на развитие и социализацию ребенка с ОВЗ.

Затем педагогам был предложен  для выполнения практический блок, задания  такого характера, как  дать  свое понимание притчи в рамках темы,  сравнение противоположных качеств ученика начальной школы и ученика с ЗПР, проанализировать действия педагога на уроке, которые способствуют созданию ситуации успеха.  Все присутствующие активно работали, предлагали  варианты ответов, делились мнениями.

В рамках семинара также прошел открытый урок по географии  в 7 классе и внеурочное  мероприятие  в 6-9 классах  по  теме «Город профессий» в рамках  регионального  проекта «Билет в будущее».

Мероприятие подошло к концу и  каждый педагог сделал для себя  вывод, что  «Успех в учебной деятельности ученика с ЗПР это его завтрашний успех в жизни!

09c01ed8f33f855ec5a51cc45c52c8ce.jpg


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.