Никитина Наталия Владимировна, учитель химии/ искусства
|
Инклюзия или интеграция
06 декабря [пт]
В рамках инновационной деятельности в системе образования Мордовского района 28 ноября на базе Малолавровского филиала МБОУ «Новопокровская СОШ» прошел районный практический семинар по теме: «Инклюзивное образование в условиях малокомплектной общеобразовательной школы». Педагоги рассмотрели и обсудили методы работы с категорией детей инклюзивного обучения. Руководитель филиала Никитина Н.В рассказала о том, что школа является инновационной площадкой районного уровня по теме: «Инклюзивное образование в условиях малокомплектной школы» с 18.10.2018г. Продолжительность инновационной деятельности 3 года. Первый год – это аналитический блок, где рабочая группа работала над разработкой программ, планами, изучали нормативные документы, посещали вебинары и конференции в рамках данной темы. Сегодняшний год — это работа промежуточных результатов. И следующий учебный год – станет сроком подведения итогов. В школе обучаются 8 детей с ОВЗ, из них 6 учащихся с ЗПР и 2 ребенка-инвалида. Все эти дети занимаются в творческих кружках, спортивной секции «Юный футболист» и «Белая ладья», а также охвачены занятостью кружка «Детская агрошкола», реализуемая от Дома детского творчества. 9 педагогов из 14 прошли курсовую подготовку по теме: «Обучающиеся с ОВЗ. Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» и уже имеют необходимые навыки при работе с данной категорией детей. Задержка психического развития (ЗПР) одна из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Никитина Н.В. отметила, что проработав ни первый год с данной категорией детей прослеживается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ не могут осуществлять полноценный анализ тому или иному действию, внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Однако ЗПР имеет относительно благоприятную динамику в плане обучения и воспитания так как у детей сохранны предпосылки для усвоения учебного материала по общеобразовательным программам при условии индивидуального и дифференцированного подхода к ним. На протяжении ряда лет, дети с ЗПР , будучи в начальном звене испытывали трудности при изучении математики. И тогда, педагоги начали учить детей и учиться сами математическим азам с помощью программы Нумикон – это программа включает в себя набор наглядного материала, для детей, которым предмет математика дается с трудом. С помощью деталей Нумикона можно наглядно показать основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее. Видна разница между четными и нечетными числами. Одновременно с этим они знакомятся с цифрами и работают с числовым рядом. Также Нумикон используют как дополнительный наглядный материал при знакомстве с арифметическими действиями, а также при изучении тем Состав числа • Переход через десяток • Умножение • Деление. Никитина Н.В. рассказала присутствующим как применяются здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ, что обеспечивает школьникам возможности сохранения здоровья, формирует у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учат использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии педагоги применяют в различных видах деятельности, это и динамические паузы (физкультминутки), подвижные и спортивные игры (проводятся как часть физкультурного занятия), пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводится в любой удобный момент, в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью, обычно в стихотворной или игровой форме), гимнастика для глаз (способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения). Никитина Н.В. поделилась опытом, как педагоги школы применяют коррекционные технологии при организации учебного процесса, такие как -технология музыкального воздействия ( музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет, сказкотерапия (используется для психотерапевтической и развивающей работы), изотерапия (применение традиционных способов изобразительной деятельности (краски, пластилин, работа с природным материалом). Технология воздействия цветом (необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров образовательного учреждения. Для каждого такого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут. Это, в первую очередь, план мероприятий, направленных на развитие и социализацию ребенка с ОВЗ. Затем педагогам был предложен для выполнения практический блок, задания такого характера, как дать свое понимание притчи в рамках темы, сравнение противоположных качеств ученика начальной школы и ученика с ЗПР, проанализировать действия педагога на уроке, которые способствуют созданию ситуации успеха. Все присутствующие активно работали, предлагали варианты ответов, делились мнениями. В рамках семинара также прошел открытый урок по географии в 7 классе и внеурочное мероприятие в 6-9 классах по теме «Город профессий» в рамках регионального проекта «Билет в будущее». Мероприятие подошло к концу и каждый педагог сделал для себя вывод, что «Успех в учебной деятельности ученика с ЗПР это его завтрашний успех в жизни! |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.